"Царство любви"(для старших дошкольников)
- продолжить обучать детей узнавать и различать основные
эмоции (радость, грусть, удивление, страх, злость);
- развитие воображения, умения различать эмоциональные состояния по их внешним проявлениям;
- познакомить детей с новым чувством - любовь, дать представления об этом чувстве;
- научение детей работе с образами;
- снижение психофизического напряжения.
Материал: разноцветные полоски цветной бумаги, картона (длинные, средние, короткие), слайды с изображениями людей, животных и птиц, демонстрирующих любовь и нежность.
Ход занятия:
Психолог: "Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас. Сегодня нас ждет интересное путешествие в «Страну чувств». Вы готовы отправиться туда?"
Психолог раскладывает (изображением вниз) перед детьми
картинки с изображениями эмоций животных и людей.
"Каждому из вас нужно выбрать любую понравившуюся картинку, перевернуть ее и отгадать, какая эмоция на ней изображена. Как вы догадались, что изображена эмоция...?"(ответы детей: по выражению лица, позе и т.п.)
"Какие вы молодцы! А вы знаете, в Стране чувств появилось новое царство – «Царство любви». Когда говорят слово -Любовь-, что вы вспоминаете? Какие цвета представляете? Ответы детей.
"В этом царстве все жители добрые, вежливые, помогают друг другу, не ссорятся, не ругаются, ведь без доброты нельзя любить. И в этом царстве живут и люди и животные. Давайте с вами посмотрим на фотографии жителей «Царства любви».
Показ слайдов фотографий людей и животных на тему «Любовь и нежность». Во время просмотра психолог обращает внимание детей на выражение лиц людей, спрашивает о том, что они чувствуют . Как дети догадались, что люди испытывают счастье. Обращает внимание детей на то, что птицы и животные тоже могут проявлять свою любовь.
"Вот такие жители в «Царстве любви». А теперь давайте с вами разберемся, какие же чувства живут в «Царстве любви».
Игра «Словарь чувств».
Психолог: "Я буду называть вам разные чувства. Если чувство, которое я назову, не живет в «Царстве любви», то вы хлопните в ладоши, если живет — крикнете «Ура!» Молодцы!
Психолог: "Расскажите, вы любите кого-нибудь? А кого? Что значит любить?"
Ответы детей: «Родителей, дедушку, бабушку, близких, друзей… »
"Предлагаю вам сейчас сделать сердечки для своих близких,
любимых. Подумайте, для кого вы хотите сделать сердечки, подойдите к столу и
возьмите цветные полоски тех цветов, которые понравятся. Из них-то мы и сделаем
подарочные сердечки."
Дети выбирают цветные полоски и с помощью психолога выполняют задание по конструированию из бумаги. Техника прекрасно описана в блоге Алены Решетовой
"Какие прекрасные сердечки у вас получились! А сейчас я научу вас как наполнить эти сердечки вашей любовью." Включается релакс- композиция.
"Для этого бережно возьмите бумажные сердечки, закройте глаза и представьте себе, как буд-то ваше сердце полностью наполнено любовью, оно как полный кувшин. Рассмотрите, какого цвета любовь в вашем сердце. А теперь представьте, что любви в вашем сердце так много, что она вот-вот выплеснется из него. Вы мысленно можете перелить любовь из вашего сердца в бумажное сердечко, любовь полностью обволакивает его, наполняет. И теперь бумажное сердечко наполнено вашей любовью. А теперь снова загляните в свое тело, свое сердце. Посмотрите, наполнено оно?. Вы можете долить в него столько любви, сколько хотите. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Откройте глаза."
Психолог: "Ребята посмотрите, ваши бумажные сердечки наполнены вашей любовью, вы можете подарить их своим близким и родным людям, кому только пожелаете."
"Давайте с вами вспомним какие эмоции испытывают жители «Царства любви»? Как выглядят их лица? Ответы и показ детей. Молодцы! Все верно.
Наша встреча на этом заканчивается. До свидания!"
Психолог: "Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас. Сегодня нас ждет интересное путешествие в «Страну чувств». Вы готовы отправиться туда?"
"Предлагаю сесть в кружок и каждому по очереди пригласить своего
соседа в эту чудесную страну. Начну я. Катя, я приглашаю тебя в страну чувств……""Ребята давайте вспомним какие чувства мы уже знаем." (ответы детей: грусть, радость, страх, злость, удивление). Молодцы, все верно!Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай эмоцию».
"Каждому из вас нужно выбрать любую понравившуюся картинку, перевернуть ее и отгадать, какая эмоция на ней изображена. Как вы догадались, что изображена эмоция...?"(ответы детей: по выражению лица, позе и т.п.)
"Какие вы молодцы! А вы знаете, в Стране чувств появилось новое царство – «Царство любви». Когда говорят слово -Любовь-, что вы вспоминаете? Какие цвета представляете? Ответы детей.
"В этом царстве все жители добрые, вежливые, помогают друг другу, не ссорятся, не ругаются, ведь без доброты нельзя любить. И в этом царстве живут и люди и животные. Давайте с вами посмотрим на фотографии жителей «Царства любви».
Показ слайдов фотографий людей и животных на тему «Любовь и нежность». Во время просмотра психолог обращает внимание детей на выражение лиц людей, спрашивает о том, что они чувствуют . Как дети догадались, что люди испытывают счастье. Обращает внимание детей на то, что птицы и животные тоже могут проявлять свою любовь.
"Вот такие жители в «Царстве любви». А теперь давайте с вами разберемся, какие же чувства живут в «Царстве любви».
Игра «Словарь чувств».
Психолог: "Я буду называть вам разные чувства. Если чувство, которое я назову, не живет в «Царстве любви», то вы хлопните в ладоши, если живет — крикнете «Ура!» Молодцы!
Психолог: "Расскажите, вы любите кого-нибудь? А кого? Что значит любить?"
Ответы детей: «Родителей, дедушку, бабушку, близких, друзей… »
Психолог: «Давайте подумаем, почувствуем где же в вашем теле живет Любовь? » Ответы детей. "Правильно, любовь живет у нас в сердцах! Она позволяет заботиться о себе и близких людях,
помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит
прощать тех, кто нас обидел».
Дети выбирают цветные полоски и с помощью психолога выполняют задание по конструированию из бумаги. Техника прекрасно описана в блоге Алены Решетовой
"Какие прекрасные сердечки у вас получились! А сейчас я научу вас как наполнить эти сердечки вашей любовью." Включается релакс- композиция.
"Для этого бережно возьмите бумажные сердечки, закройте глаза и представьте себе, как буд-то ваше сердце полностью наполнено любовью, оно как полный кувшин. Рассмотрите, какого цвета любовь в вашем сердце. А теперь представьте, что любви в вашем сердце так много, что она вот-вот выплеснется из него. Вы мысленно можете перелить любовь из вашего сердца в бумажное сердечко, любовь полностью обволакивает его, наполняет. И теперь бумажное сердечко наполнено вашей любовью. А теперь снова загляните в свое тело, свое сердце. Посмотрите, наполнено оно?. Вы можете долить в него столько любви, сколько хотите. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Откройте глаза."
Психолог: "Ребята посмотрите, ваши бумажные сердечки наполнены вашей любовью, вы можете подарить их своим близким и родным людям, кому только пожелаете."
"Давайте с вами вспомним какие эмоции испытывают жители «Царства любви»? Как выглядят их лица? Ответы и показ детей. Молодцы! Все верно.
Наша встреча на этом заканчивается. До свидания!"
«Песочная страна» (дошкольники средней группы).
Цель: снижение
психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие тактильной
чувствительности, воображения, знакомство с песком.
Материал: Песочница -
деревянный ящик, в нем песок (сухой).
Ход занятия:
Психолог приглашает детей к песочнице. Они
садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.
Психолог: «Здравствуйте, дети! Я очень рада
видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не
обычная, песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и
совершить специальный, волшебный ритуал».
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка
Психолог: «Чтобы попасть в Песочную страну,
нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей
ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Психолог снимает ткань с песочницы.
Психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной
Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими
творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной
страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют
вам. Ведь они не знают мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое. Жители
немножко за нами понаблюдают, и если мы им поправимся, то в следующий раз они
обязательно придут к нам в гости.
Психолог: Будем с вами делать все правильно?
(Ответы детей)
Психолог: Хорошо, тогда начинаем - Мы сейчас
с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук»
Ход игры:
На ровной поверхности песка дети и взрослый по
очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно
задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Психолог: Мне приятно. Я чувствую прохладу
(или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие
песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)
Далее психолог переворачивает свои руки
ладонями вверх.
Я перевернула руки, мои ощущения изменились.
Теперь я по - другому чувствую песок, по -
моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?
Мне не очень удобно держать так руки. А вам?
Если у детей похожие ощущения, то можно
обсудить, как сделать лучше
Психолог: Давайте «поскользим» ладонями по
поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина,
санки или проползла змея.
- Поставьте ладонь на ребро и выполните те же
движения.
- Пройтись ладошками по проложенным трассам,
оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами.
- А теперь при помощи наших ладошек,
пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.
- Сейчас мы будем рисовать на поверхности
песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом -
одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными,
большими и, наконец, мизинчиками)
- Поиграем по поверхности песка как на пианино
- А теперь нарисуем с вами солнышко из
отпечатков наших рук……
-
Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение.
По окончании работы психолог предлагает детям
вымыть руки и сесть на стулья
Рефлексия занятия:
Психолог: Дети, сегодня мы с вами начали
знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. У меня сейчас
очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы?
(Ответы детей)
Ритуал «выхода» из Песочной страны
Теперь мои милые, протяните руки над
песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите
его к сердцу и повторяйте за мной:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня
с нами, все, чему мы научились!»
Психолог: До следующей встречи!
нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
"Слушаем тело". (дошкольники подготовительной группы)
Задачи:
1) Оптимизация тонуса мышц.
2) Развитие произвольности и самоконтроля,
ритмирование организма.
3) Развитие межполушарного взаимодействия.
4) минимизация импульсивности.
Ход занятия:
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами научимся
управлять только одной половинкой своего тела.
Растяжка
«Половинка».
Ход
игры:
Сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление.
Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела,
напряжение
нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и
затем левой половин тела),напряжение левой свой руки и правой ноги, а затем
правой руки
и левой ноги.нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
Психолог:
Молодцы ребята, а теперь мы с вами будем надувать у себя в животе шарик того
цвета, который вы захотите. Спрашивает у каждого ребенка какого цвета он будет
надувать шарик.
Дыхательное упражнение «Воздушный
шарик».
Ход игры:
Сидя на полу.
Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,начать вдох, надувая в животе
шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка
дыхания).Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь
Психолог: Молодцы ребята, а сейчас мы с
вами будем делать колечки.
Упражнение
«Колечко».
Ход игры:
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба
выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от
мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой
рукой отдельно, затем вместе.
Психолог: Какие замечательные колечки у
вас получились! Наверное вы устали? Давайте немножко отдохнем.
Функциональное
упражнение «Послушать тишину».
Ход
игры.
Сидя
на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за
Психолог
спрашивает у каждого ребенка, что же он услышал, чему научился новому.
Благодарит детей и прощается.
Здравствуйте, Аня! как мне понравилось ваше Царство любви! Как хочется, чтобы в наших детях было больше любви! Ведь не все получают любовь родителей в достаточном количестве, увы... Мне сразу вспоминаются дети из детского дома, в котором я работала несколько лет назад. Мы много говорили о любви, о доброте. Но дети там обожжены льдом людского равнодушия...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья! К сожалению и в детских садах встречаются такие, как Вы описываете, "обожженные льдом равнодушия" детки. Наверное, это их жизненный путь, который им надо пройти. Приятно хоть чуточку помочь в этом нелегком пути.
Удалить