среда, 13 января 2016 г.

Использование МАК - мой первый опыт

                            Здравствуйте, читатели блога!
        Сегодня хочу поделиться опытом использования в своей работе карт "Мир сказочных историй" Джона и Кейтлин Мэттьюз. Это набор, состоящий из 40 красочных картинок и книги-руководства "Сочини свою историю". Подарили мне это сокровище (как теперь я понимаю) около года назад. И я не сразу нашла применение подарку. Книгу просмотрела, карточки тоже и отложила... И вот... все чаще стала попадаться информация о работе с Ассоциативными картами. Я изучила все что нашла по теме в Интернете, приобрела книгу Кац Г.Б., Мухаматулина Е.А. "Метафорические карты. Руководство для психолога". И тут достала я свой набор с полочки и рассмотрела еще раз. Да и клиент подходящий (как это часто бывает) появился.

        Преимущества, которые я сразу отметила:
- ярко выраженный интерес к картам у детей. Конечно же сочинение сказки с использованием магических карт сначала было испробовано на своих детях. Восторг! Стойкий интерес! Желание развивать историю, фантазировать! Мне пришлось самой регулировать время игры. Кажется, они никогда бы не остановились.
- сведение до минимума защитных реакций (уметь рисовать не надо, пачкаться не надо, отсутствие страха, что не получится).
- быстрая диагностика.
- широкий спектр возможности работы с ресурсами.
- "минимальная включенность" взрослого в терапевтический процесс. Ребенок все делает сам, Вы его слегка направляете. Ощущения от работы очень схожи с песочной терапией.
- возможность использования как в групповой работе, так и в индивидуальной.
         Поразило четкое попадание в проблему, возможность видеть стереотипы поведения в проблеме, возможность деликатного направления в нужное русло.
         Ну и еще хочу отметить, что такое сочинение сказок будет интересно не только специалистам - психологам, но и всякой семье, где любят настольные игры, совместное семейное творчество.
        Так вот, первый опыт работы по созданию сказочных историй у меня был со своими собственными детьми, но рассказать хочу о работе с мальчиком 5-ти лет. Немного введу Вас в курс дела : остро переживает недавний развод родителей, не может смириться с тем, что папа живет в другой семье, винит во всем маму. В группе проявляет демонстративные, протестные поведенческие реакции, особенно при общении со взрослыми женщинами. На контакт со сверстниками идет неохотно. Интеллектуально развит по возрасту.
        Первое введение в магическую сказку, знакомство с картами.... и мой вопрос: "Какая карта тебе нравится больше всего?" Признаюсь, что выбор ребенка сразу же меня заставил отнестись к этой технике очень серьезно. Из 40 карт ребенок выбрал карту "Отец". Причем читать он еще не может. Карт, изображавших мужчин там достаточно, но выбрал именно "Отец".
       "Кем из персонажей ты хотел бы стать?" Мальчик выбирает карту "Сын". Опять же, вариантов привлекательных для выбора мальчика было множество. Затем выбрал друзей, попутчиков, взял с собой нужные предметы. Поговорили обо всех выборах. Здесь техника взаимодействия психолога с ребенком очень схожа с проведением проективных методик. И отправились в сказку. Точнее выбор персонажей, рассматривание карт, беседа по ним - уже путешествие по сказке. В книге приводится примерный алгоритм работы с картами, возможные вопросы, они же есть на каждой карте.
А предложенные авторами значения-описания карт помогут и ребенку в выборе сюжета сказки, и психологу в работе.
         Хочу отметить, что мальчик придумывал сам сказку, развивал сюжет, выбирал нужные картинки. Он полностью находился внутри сказки. И так быстро туда вошел, что я признаться даже немного испугалась. Как выходить-то будет? А мальчик был в походе вместе со своим отцом. На своем пути они вместе встречали разные приключения, знакомились с новыми персонажами. Вечером разводили костер, ставили палатку и спокойно засыпали. А на следующий день опять все заново: новые встречи, новые приключения. И опять же - костер - палатка - сон. Вот такой "День сурка". Так мальчик гулял со своим папой 3 круга. И на мой вопрос - "Когда поход закончится куда они отправятся?" - я услышала непоколебимый ответ: "В поход!" Уж и не знаю правильно ли я сделала (мальчик так не хотел расставаться с папой, а время уже давно все вышло), но закончила я нашу встречу на ночевке в палатке. Твердо решила продолжить в следующий раз.
         Встреча вторая: Опять же ребенок выбирает те же самые карты, что и в первый раз. И начинает свою сказку с того, что отправляется домой. Да так решительно, в хорошем настроении. Я поражена! По дороге мальчик прощается с некоторыми попутчиками, но оставляет себе одного "Рыцаря" (необходимость в защите, опоре и поддержке уже не так ярко выражена, но есть). Доходят они до замка, где их радостно встречают бабушка и дедушка, целуют, обнимают, говорят приятные слова. Для себя отмечаю, что мама не встретила, а в замок ребенок зашел с папой. Разговариваем о том, где сейчас мама, чем занимается, что скажет сыну и папе. Ребенок проговаривает (проживает) многие проблемные ситуации. Встреча протекает спокойно, без ощутимых зажимов. Вторая встреча не выходит за временные рамки, мальчик выходит удовлетворенный, спокойный, какой-то умиротворенный. Я тоже ощущаю удовлетворение от работы, набрасываю примерный план дальнейших действий, темы консультаций.
       Возможности МАК меня потрясли, но отсутствие знаний и практики не позволяют мне более глубоко окунуться в эту технику. Ищу подходящее обучение в Краснодаре.  Техника поразила меня с той же силой, как когда-то работа с песком.
       Очень рекомендую приобрести такой набор Метафорических карт и психологам, и родителям!

13 комментариев:

  1. Аня, да мы с тобой сейчас на одной волне! И твой пост так попал в точку... Я даже на обучение записалась, но время перенесли, а меня это никак не устроило. ТВои карты везде искала - пока нет в наличии. Спасибо тебе за такой увлеченный рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, вот и я надеюсь попасть на обучение. Пока так и не нашла. Набор о котором я писала с 3х лет. На сколько я знаю есть еще с 5 лет.

      Удалить
  2. Аня, очень увлекательно! Если найдешь курсы :)сообщи мне, я пойду вместе с тобой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, спасибо! У меня к тебе ответное предложение: найдешь ты первой - сообщи пожалуйста мне.

      Удалить
  3. Уже не первый раз слышу и читаю такой положительно-позитивный отклик, пора вникать глубже. Попробую разобраться. Спасибо, Анна, поделились

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, и Вашей внучке будет интересно посочинять с бабушкой истории (когда подрастет).

      Удалить
  4. Спасибо, Анна! У меня три комплекта карт Джона и Кейтлин Мэттьюз. И хотя не являюсь психологом, но мне как родителю помогали карты реально решать внутренние проблемы моего ребенка. Для начала, я их вычленяла, в процессе сочинения сказки, а потом в самой сказке и отрабатывалось все на позитив.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, отличная возможность для родителей посмотреть на обыденные (как кажется) ситуации глазами ребенка, как все это он воспринимает. Ольга, ты в этом плане очень продвинутый родитель. А вообще, вместе со своим ребенком сочинить сказку - это уже терапия.

      Удалить
  5. А у меня до сих пор нет подобных карт! Непорядок)))))) Обязательно обращу внимание, большое спасибо, Аня, за этот рассказ, меня тоже поразили такие попадания и такая работа с картами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, из этой серии, есть еще колоды. Приобретайте, играйте, сочиняйте! Думаю, не пожалеете.

      Удалить
  6. Задумалась..спасибо.. надо всё-таки осваивать этот инструмент..карт у меня много из ДИксит игры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, удачного вам осовения! Диксит очень даже подходит. И для детей, и для взрослых.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...