понедельник, 14 декабря 2015 г.

Детские страхи в технике "рисование по мокрому листу"

           Здравствуйте, читали блога!

На встречах с детьми, направленных на развитие ЭВС, особое место занимают занятия - знакомства с чувством страха. В программе С.В.Крюковой, Н.П.Слободяник "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь..." данная тема занимает аж 4 занятия. Здесь ребята учатся узнавать чувство страха по его проявлениям, ищут пути преодоления страха, научаются выражать чувство страха в рисунке. Такой подход позволяет ребенку отделить страх от себя, посмотреть на него как бы со стороны.
Нарисовать страх - это значит непосредственно соприкоснуться с ним, но в то же время условность изображения страха на рисунке само по себе помогает уменьшить его травмирующий эффект.

На этот раз детям было предложено нарисовать "Страшную картину" в технике "рисование по мокрому листу". Прекрасная возможность нарисовать что-то неопределенное, абстрактное (не надо переживать, что рисунок не получится). Размытое изображение помогает разглядеть в картине образы, которые ребенок не всегда может прорисовать при традиционном рисовании.


Что же нарисовано на твоей картине? .... Потайная дверь в сокровищницу, которую охраняют скелеты.
Почему дверь потайная? От кого скелеты охраняют сокровища? .... От нас, что бы мы не нашли золото.
А мы - это кто? .... Ребенок называет имена всех присутствующих.
И что же мы будем делать? .... Откроем дверь. Зайдем, а там темно.
Тут мальчишка слева с воодушевлением сообщает, что у него есть фонарик, а другой говорит, что у него волшебный порошок, еще и меч нашелся, и топор. Вообщем, совместными усилиями скелеты были свергнуты. Я не противилась такой коллективной борьбе, все же возле потайной двери оказались все мы вместе. Дружба и сплоченная работа помогли все преодолеть.
Путешествие по "Страшным картинам" продолжилось. И как часто бывает.... на следующей картине, что бы вы думали?.. Конечно же дверь! Только за этой дверью сидит Баба Яга.

 Она высовывает свои руки и хватает проходящих мимо людей. Зачем? Да что бы съесть!
Как ты думаешь, Бабе Яге нравится сидеть там? .... Нет.
О чем она попросила бы тебя? .... Что бы ей дали конфеты.
Бабе Яге были даны чупа-чупсы и она довольная ушла в свою сказку.
Психологи знают, что не всегда дети так легко расстаются со своими страхами. И следующая картина покажет нам это.

Что на твоей картине? .... Дух, который пожирает свет, да и вообще всех. Из-за него всегда темно и страшно. Он очень легко становится невидимым, поэтому справиться с ним мы не сможет (как бы предвосхищая мой вопрос сообщает ребенок).
А где же дух живет? .... Он летает между домов, выискивая жертву.
Неужели несчастным жителям уже ничего не поможет? .... Дождь. Только сильный дождь смоет духа. Ребенок берет воду и начинает заливать рисунок водой, губкой старается стереть изображение духа. Но он плохо поддается, предательская черная фигура не стирается до конца. Видно, что ребенку нужно именно полное истребление. В итоге он сообщает, что духа стало еле видно.
Теперь он может причинить вред жителям? .... Пока нет. Он пока спрятался.
(А для себя я отмечаю, что необходимы дополнительные индивидуальные встречи с этим ребенком)
 А еще был лес, в котором пропадали люди, собирающие грибы и ягоды.
Вернее их съедали дикие животные. Что бы помочь людям было предложено поставить возле леса светофор. Если горит красный свет, значит неподалеку дикие животные, в лес заходить нельзя, а если горит зеленый, то можно спокойно собирать грибы, опасности нет. Также решили, что можно поставить табличку с указателем, где безопасные места.
Конечно, детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Проявляющийся интерес при рисовании нейтрализует эмоцию страха, частично заменяя ее сосредоточенностью, удовлетворением от проделанной работы. Но при стойких, выраженных страхах таких занятий будет недостаточно. Здесь уже необходима индивидуальная коррекционная работа.

10 комментариев:

  1. Аня, спасибо! Такие посты бесценны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Алёна, сама люблю почитать что-нибудь из опыта работы других психологов. Многое со стороны видится по-другому. А я бы так не додумалась... А я бы сделала вот так... Так вот и набираешься опыта!

      Удалить
  2. Аня, спасибо, что поделилась своими наработками. Чудесная техника рисования по мокрому листу, да еще с использованием для проработки страха - хорошее сочетание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рисование "по-мокрому" всегда очень выручает,когда надо изобразить что-нибудь неопределенное, как бы намек на образ. А фантазия дальше все доработает. Спасибо, Вика, за отзыв!

      Удалить
  3. Рисование в разных техниках... Столько с ним связано, а главное - можно работать со своими страхами, эмоциями, переживаниями... спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо Вам за отклик! Детки любят необычные техники, а положительные эмоции в таком "страшном" деле немного сглаживают переживания.

      Удалить
  4. Чудесная работа со страхами! Спасибо, беру на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, надеюсь для твоих деток не пригодится.

      Удалить
  5. Хорошая техника! Сразу видно результат. А программку себе такую уже заказала, жду поставки из Лабиринта :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А в программе есть еще один тренинг уже для более старших детей. Вообще, частенько использую.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...