суббота, 6 июня 2015 г.

Играем с горохом

Продолжаем изучать дары нашего огорода. Как мы изучали клубнику можно посмотреть здесь. А вот и горох созрел! Сегодняшний пост о нем.
В последнее время мой сын Юра часто рисует  различные схемы, карты. Поэтому наше изучение началось именно с них. Я предложила нарисовать карту, по которой можно найти горох на нашем огороде. Услышав такое предложение, Леня (старший сын) тут же присоединился к нам.
Горох у нас растет в трех местах. Было интересно посмотреть все ли они вспомнят? 

Вот такие карты получились.

И мы отправились на огород, сверяясь по картам. Рассматривали стручки гороха, пытались по внешнему виду и на ощупь определить степень зрелости. А если поднести стручок к солнцу, то можно увидеть горошины и подсчитать, сколько же их там. Рассматривали цветки, усики. Оказалось, что Юра не знает зачем усики нужны гороху. Мы с Леней рассказали свои версии, вообщем-то схожие.
- А у каких еще растений есть похожие усики? Вспомнил про виноград и огурцы.
Нарвали гороха и отправились домой.
- За что может зацепиться своим усиком горох? (листик, веточка...)
Я нарисовала (ну уж, как смогла) горох с усиками. Мальчики на пластилин прилепили листик и палочку, а Юре надо было пройти получившийся лабиринт и определить, какой стручок к чему прицепился. (развиваем внимание, зрительно-моторную координацию, волевую регуляцию)
Затем я предложила мальчишкам сочинить свою собственную сказку. (развиваем воображение, речь) Начало сказки придумала сама, а сыновья продолжали развивать сюжет по очереди уже самостоятельно.
Передаю краткий пересказ сказки:
В своем удобном домике жил-был маленький горошек со своими братьями и сестрами. Он рос, рос и стал уже совсем большим. И вот пришли два братика и сорвали его домик. Они раскрыли стручок, а горошек выпрыгнул и покатился по земле. Катился он, катился и очутился в огороде соседской девочки. Там из него вырос гороховый куст. Девочка была этому очень рада. И среди этого гороха оказался такой же шустрый горошек, который укатился. Катился он, катился и докатился до края Земли. Он упал с Земли и очутился на Марсе, где его съели марсиане. Вот и сказке конец. (Да-а-а, мама призадумалась...)
После сказки мы отправились добывать горошины. Выяснили, что количество горошин в стручках разное, и размер стручка зависит от количества горошин в нем. В самом большом оказалось аж 10 штук, а в самом маленьком - 2.
Потом  считали их, определяли где больше, где меньше, кушали и опять подсчитывали на сколько больше, меньше стало. (Леня всем видом показывал, что он не понимает, как можно долго думать над такой легкотней, да еще и ошибаться! Но учтиво молчал.)
- Юра, как ты думаешь, кто любит кушать горох? Рядом находились наши кошки, и Юра с уверенностью сказал - Кошки.
Дали попробовать Чернышу.
Почему-то не ест... Почему? Тут Леня не выдержал...- "Потому что он не травоядный!" Юра отстаивал свою позицию сообщая, что он сам видел, как Черныш ел траву. И с досадой добавил: "Он же домашнее животное, он не дикий." Тут я вмешалась в их бурный разговор: припомнили хищных и травоядных животных и разобрались, что домашнее животное может быть и хищником.
После всех обсуждений я показала детям заранее замоченный горох Нут. Этот горох и зубочистки можно использовать как конструктор. И работа закипела!(развитие моторики, воображения, мышления, снижение импульсивных проявлений)
Первая работа Юры; штанга.
Потом был домик.
 Очки.
Инопланетная тарелка с пушкой.
А вот работы Ленчика: 
Летучий змей.
Дракон.
Светосфера.
Объемная звезда.
Вот такое изучение гороха у нас получилось!








19 комментариев:

  1. Очень нравится сама идея таких огородных занятий, да и воплощение на высоте!) молодцы!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана! Положительный отзыв опытного специалиста мне очень важен. Это мои первые попытки работы в таком русле. В голове много всего.. Теперь бы только все это упорядочить.

      Удалить
  2. Какое познавательное наблюдение! А ведь в гороховых стручках разное число горошин!!! А от чего это количество зависит? Интересные конструкции получились. Ребята на что-то ориентировались при строительстве или сами придумывали, что смастерить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, я показала принцип соединения горошины с зубочисткой и начала сооружать домик. Юра потом его доделал. Все фигуры придуманы детьми, названия тоже. У нас когда-то был магнитный конструктор, принцип конструирования такой же, наверное поэтому задание выполнялось легко, без демонстрации возможных вариантов.

      Удалить
  3. Горох и объемные фигуры. Это так неповторимо,оригинально. Спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо за отзыв! Действительно, мальчикам очень понравилось. Такое конструирование развивает пространственное, образное, логическое мышление, усидчивость. Действовать нужно точно и аккуратно, а это не так-то просто, особенно младшему. По моим наблюдениям мальчики выстраивают более сложные композиции, чем девочки. Девочки предпочитают работать в плоскости.

      Удалить
  4. Я вот тоже восхитилась сложным конструированием. Аня, интересная форма работы. Продолжай свои наработки, потом можно будет собрать материал для работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Вика! Мнение коллеги всегда ценно! Не знаю на сколько все это применимо для работы в условиях детского сада. Какие-то приемы, безусловно, перенесу в свою работу. Хотелось бы подольше "повариться" во всем этом. Дождусь, когда в голове выстроится нужная структура, а для этого нужно побольше практики.

      Удалить
  5. Аня, так интересно, зачиталась! Сказочка - восторг! Очень интересные размышления-наблюдения у детей). Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна! Передо мною всегда стоит вопрос: "Интересно ли это будет читать?" Очень приятно получать положительный отзыв от журналиста!

      Удалить
  6. Горошек - отличный материал для развития! Еще и вкусный, и полезный!

    ОтветитьУдалить
  7. Очень понравилось! Рисовать схемы - это просто замечательно! Спасибо! Продолжайте - очень просим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена! Кстати, у старшего сына тоже примерно в 6 лет было увлечение картами и схемами. Все повторяется в моей жизни.

      Удалить
  8. Анна, всё так здорово! У Вас тоже получился своеобразный исследовательско-экспериментальный проект - можно ещё добавить изучение литературы и какой-нибудь опыт, например, рассматривание через микроскоп, окраска гороховыми листьями и т.д.
    Молодцы мальчишки!!! вместе с мамой, конечно же!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна! Действительно такие проекты можно наполнять очень большим разнообразием игр, опытов... Все зависит от творческой активности педагога (либо родителя) и поставленных задач. Спасибо за варианты, обязательно воспользуюсь.

      Удалить
  9. Отличная идея! У меня сын - любитель и схемы рисовать, и конструировать. А здесь, действительно, такое комплексное занятие, для которого достаточно выйти в огород, на грядку. Сейчас лето -самое время для таких походов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, рада видеть вас в моём блоге! Да, вариантов игр летом множества. Правда мальчики мои уехали к бабушке. Попробую продолжить начатое в детском саду.

      Удалить
  10. Очень хорошо помню эти занятия и рада , что этот замечательный пост снова увидел свет в галерее "Азбука характера")

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...